Предметы одежды османских женщин

Одежда женщин в Османской империи должна соответствовать одному стилю – должна быть широкой и длинной. Предназначение одежды заключалось в том, чтобы покрыть женщину от чужих взглядов и обезличить её в глазах общества.

Фотография 1911 года сделана в известном стамбульском парке Гюльхане Gülhane. В то время были установлены правила для прогулок. 4 дня в неделю разрешали гулять мужчинам. Женщинам для прогулок оставляли 3 дня в неделю. Женщины должны были выглядеть именно так.

В центрах, у более богатого населения одежда была изготовлена из дорогих тканей, украшена различными видами старинной вышивки, инкрустирована камнями. Население сельских окраин использовали для одежды ткани грубой выделки без всяких украшений.

Одежда для османских женщин состояла из следующих предметов и аксессуаров:

  • şalvar -шаровары, были как мужские, так и женские,
  • hırka – длинная кофта из плотной или вязанной ткани,
  • gömlek -длинная рубашка из тонкой ткани, называлась раньше bürümcük,  надевалась поверх шароваров,
  • entari – длинный пиджак из толстой ткани, иногда инкрустирован камнями и вышивкой шёлковыми нитками в стиле sim sırma, lafza-i celal hat nakış,
  • ferace – длинное широкое верхнее одеяние женщин, которое полностью скрывает контуры, по форме отдаленно напоминает блузку-разлетайку, обычно шилась из толстой грубой ткани, без какого-либо дизайнерского оформления,
  • peçe – головной убор, который надевают поверх одеяния ферадже, покрывает голову и лицо женщины, оставляя только прорези для глаз,
  • kafes – в прорези для глаз верхнего головного убора пече закреплялась сетка,
  • hotoz – головной убор, напоминающий высокий колпак, мог быть украшен вышивкой, драгоценными камнями, перьями, заколками,
  • yaşmak – особый метод завязывания украшенного по периметру oya(вид канвы на платках) или простого платка, который покрывал половину лица, в том числе должен был закрывать рот, оставляя свободным пространство только для глаз.
  • fes – фески были как мужские, так и женские; женские были украшены камнями, вышивкой, лентами, канвой,
  • kuşak – широкая полоска ткани, которая повязывалась вокруг талии; носили как женщины, так и мужчины; кушак использовался в качестве кошелька, в котором закреплялись кармашки на булавках, прикреплялись амулеты, предохраняющие от сглаза и болезней, хранились записанные молитвы, ценные вещи,
  • zıppa – платок, который повязывали на бёдрах, оставляя один угол впереди, как фартук,
  • hicap/hijap – верхняя одежда женщин, которую сегодня носят современные мусульманские женщины, не встречается в описании истории одежды османского периода. Скорее всего, это тип одежды либо вновь созданный, либо название “хиджаб”, подразумевающее что-то среднее между энтаре и ферадже. Слово “hicap” означает в турецком “стыдиться”, “стесняться”, в некоторых случаях “позор”, “покрывало”. По форме кройки хиджаб весьма отдалённо напоминает ферадже. В модели женского плаща-ферадже совсем отсутствует намёк на гендерные отличия, всегда соблюдался аскетичный вид, который не подразумевал свободу выбора ткани и цвета, кроме чёрного. Современный же хиджаб  в лекалах модели имеет вытачки, чёткие рукава, форму, обрисовывающую женскую фигуру; модели, представленные сегодня на рынке, показывают достаточно широкий спектр цветовой гаммы, фасонов, наличия дорогой фурнитуры, текстуры ткани, вышивки и других украшений.
  • etek – юбка появилась на османской женщине в более поздний период османской истории, а именно, в XIX веке; скорее всего, мода пришла из Европы, когда женщины Османской империи уже имели свои женские журналы, откуда получали знания о новых тенденциях в мире моды одежды и причёсок.

Виды энтари

Фераджи

Фераджи- от слова “прохлада”

Длинные рубашки – бюрюмджюк

Бюрюмджюк

Образцы фесок для женщин

Образцы головных уборов под названием “Хотоз”

Пример фески и кушака под названием “зиппа”. Образец национальной одежды в Кайсери, Хатиже Картал, жительница этой местности

Образец поясов из ткани и платков – кушак.


Образцы “пече” – повязка на голову.

 

Образцы “яшмак”

Копирование материалов только с разрешения автора  © Татьяна Гочер, 2017 Ссылки на фотографии указаны при нажатии на каждую фотографию.