Продолжая пост на тему исчезновения многих видов развлечений, интересно было бы понять, а что изменяется конкретно в Турции. Какие предпочтения остались в прошлом и появились сегодня? И связано ли это именно с коронавирусом? Или закономерно то, что некоторые виды досуга в настоящее время просто потеряли свою актуальность. Первая часть здесь.
Например, русские эмигранты в начале XIX века ввели пляжные виды отдыха в Турции. Новая культура активного отдыха начала распространяться с района Флория в Константинополе.
Пошла мода на сезонные купания. Вместе с тем, на пляже днём проводились спортивные мероприятия, а по вечерам устраивались концерты и танцевальные площадки.
В республиканской Турции вместе с реформами модернизации общества, стали популярны места коллективного досуга как спортивного уклона, так и развлекательного характера. Появились не только общественные бассейны, но и театры, места исполнения концертных программ, газино, то есть рестораны, где звучала живая музыка.
Некогда самым популярным рестораном(газино) в Стамбуле был Maksim Gazinosu. В помпезно декорированном помещении, находящимся на площади Таксим, проводились сольные выступления известных певцов Турции. Здесь свою карьеру начала популярная поп-звезда Ajda Pekkan, охватившую своим творчеством целую эпоху.
У газино “Максим” прослеживается “русский” след. Хозяин московского увеселительного ночного заведения “Максим”, американский поданный Frederick Bruce Thomas бежал в Константинополь из царской России от революционных беспорядков. Название дано в честь отца Фредерика.
По приезду в Турцию Фредерик открывает в Шишли ресторан “Стелла”. Ресторан, предлагавший богатое меню, за короткий период превратился в настоящую танцплощадку. В 20 годах XX столетия здесь играл самый модный джаз-оркестр. Пары кружились в модных танцах того времени: фокстрот, шимми, чарльстон.
Фредерик, получив такой успех с рестораном “Стела”, пытает новое счастье и открывает газино “Максим”. Впоследствии Fahrettin Aslan, начавший свой трудовой путь в качестве официанта, превратил этот ресторан в гигантский центр развлекательной жизни Турции, за что получил кличку “Король газино”.
С восьмидесятых годов прошлого столетия, вместе с началом закладки международных русско-турецких отношений, стартовал баульный бизнес. Параллельно начал развиваться курортный туризм. Публика и частный бизнес в Турции отреагировали мгновенно. Число дискотек и ночных клубов стремительно росло во всех крупных городах страны.
Как говорят источники, ночные клубы появились значительно раньше туристов. Поначалу ночные клубы в Турции были местом тусовки интеллигенции. Они, конечно, были предназначены для того, чтобы весело прожить ночь с выпивкой, разговорами и танцами.
Люди искали, где провести время, чтобы можно было подвигаться, заодно встретиться с друзьями в непринуждённой обстановке, чем просто сидеть и есть под музыку, как это было принято в увеселительных заведениях по типу газино. Поэтому газино стали постепенно дряхлеть. Впоследствии от своего первоначального замысла газино отошли. Чтобы финансово не надорваться и не заглохнуть, они стали предлагать своим клиентам консумацию, то есть попросту перешли в разряд “light” версии борделей.
Публика хотела активности, а именно танцевать, беседовать, перекусить; она с лёгкостью переместилась в ночные клубы и дискотеки. Вплоть до 90-годов двадцатого века они считались совершенно безопасным видом развлечений. Эмансипация в Турции достигла такого уровня, что клубы могли посещать местные совершеннолетние девчонки, не вызывая протеста у консервативной родни, без страха нарваться на аферистов, бандитов и шантрапы (и террористов).
Например, в 40-х годах в ночном клубе Lambo’nun Meyhanesi проводили время известные турецкие писательницы Leyla Erbil, журналистка Leyla Umar, архитектор, бизнес-леди, писатель Güner Kuban, переводчица итальянского языка, писательница, преподаватель университета Mina Urgan. Хозяин заведения стал известен тем фактом, что в журнал регистрации вносил не только суммы,оплаченные клиентами. Журнал заполнен экспромтами, стихами и пародиями, которые известные литераторы оставляли для мосье Ламбо.
По турецким источникам получается, что вместе с закрытием знаменитого ночного клуба Halikarnas Disco, исчезла целая эпоха вида досуга. Неужели закрытие одного клуба могло повлиять на настроения всего бизнеса в целом?
Но на мой взгляд, Halikarnas Disco хоть и стал отправной точкой в упадке, но всё началось намного раньше. Началось всё с того момента, когда стоимость алкоголя стала расти в геометрической прогрессии, когда ввели новые лицензии для продавцов алкопродукции, которые ввергли в финансовые затруднения предпринимателей.
Экономические санкции, плюс, теракт, произошедший в Стамбуле в самом культовом месте ночной тусовки (клуб Reina), стали основными причинами вымирания целого пласта развлекательного бизнеса в Турции. В новогоднюю ночь 01.01.2017 года в клубе расстреляли посетителей. В результате террористического акта погибло 39 человек, 70 человек были ранены.
В связи с тем, что в Турции появилось много мигрантов, иностранцев с сомнительными вводными данными, по причине общей неспокойной обстановки, очень проблематично сохранять хоть какой-то статус элитности, обеспечивать безопасность людей.
Итак, самые легендарные ночные заведения Турции, которые ушли безвозвратно.
Halikarnas Disco
Клуб закрыли в мае 2017 года по причине повреждений, полученных во время землетрясения (21 июля 2017 года) в Бодруме. Однако, сообщается, что предприниматель, хозяин клуба Süleyman Demir, не договорился по стоимости аренды с владельцами участка, на котором и был создан с нуля центр. Договор аренды действовал с 1979 года, а развлекательные шоу начались с 1989 года.
Заведение было настолько популярным, что в Бодрум приезжали даже из-за границы только для того, чтобы попасть на дискотеку. В год число гостей достигало 1.миллион. В списке посетителей чуть ли не все турецкие звёзды спорта, эстрады, политики. Из иностранных знаменитостей: модельер Gian Franco Ferre (часто отмечал свои дни рождения), принцесса Caroline, принцесса Margareth, Lady Sarah Armstrong, Mick Jagger, Phil Collins, Rockefellers, Ahmet Ertegün (Atlantik Record), Michael Caine, Bette Midler, Dustin Hoffman, Richard Bronson (Virgin Records), король гамбургера McDonald, Blues Brother, Pamela Anderson, Adriana Karembeau, Kid Rock.
В 60-70-80 годах, в районах Стамбула Шишли, Нишанташи, Бейоглу, Таксим, где происходили в основном все развлекательные мероприятия, открывались клубы. Концепт одного мог кардинально отличаться от другого. Но все они имели сходство. Главное требование – это доступность. При сравнительной дешевизне обеспечивалось достойное качество еды и алкоголя, а так же наличие живой музыки и возможность танцевать были наиболее важными критериями для посетителей.
Kulüp 12
Популярный среди актёрской элиты клуб 12 (Kulüp 12). В семидесятых годах прошлого столетия его посещал чуть ли весь бомонд Yeşilçam – известная кинокомпания культовых турецких фильмов.
В клубе звучала живая музыка. Здесь начинали свою музыкальную карьеру авангардист национального рока Анатолии Ersen, певец и музыкант Salim Dündar, поклонник западного стиля, исполнявший песни на испанском языке, певец, актёр Vahdet Vural, певица Nükhet Duru, женщина-вамп турецкого кинематографа, певица современной эстрады Serpil Örümcer, исполнитель каверов, поклонник, Metin Ersoy, начавший музыкальную карьеру с подражания Harry Belafonte, автор многочисленных ТВ-шоу певец, музыкант Huysuz Virjin.
Çatı Kulübü
В семидесятых годах в центральном районе Стамбула Шишли, где сосредоточилась вся культурная прослойка общества, открылся клуб Çatı Kulübü. Концепт клуба отличался от многочисленных собратьев тем, что там выступали учащиеся консерватории и звучали в основном классические произведения.
В сороковых годах Турция была подвержена националистическим настроениям. Поэтому клубы были площадкой, где собиралась молодёжь и богема, которые сбивались в идеологические группы.
Lambo’nun Meyhanesi
Крёстным отцом разлекательного заведения Lambo’nun Meyhanesi, среди местных получившего название «Военная академия», стал известный поэт, писатель Orhan Veli Kanık. Орхан Вели огранизовал новаторское движение, привлекая талантливую молодёжь к литературе. Для извлечения новых эмоциональных красок он отходил от каннонического подхода в поэзии. Считается, что он создал современную форму турецкой поэзии, сделав её доступной для общества, для простых людей. Для популяризации поэзии он организовывал вечера декларации стихов как на улицах и открытых площадках турецких городов, так и в ночных клубах. В клубе Lambo’nun Meyhanesi знаменитый поэт повстречал скромную девушку Nahit Fıratlı. Учительница литературы заняла почётное место в истории турецкой литературы как большая любовь известного мэтра поэзии. Помещение клуба было очень маленьким, но многолюдным. Известный переводчик французского İlhan Berk назвал его «размером с трамвай».
Degustasyon Mekân
В 1920 году в известном торговом центре Çiçek Pasajı Константинополя итальянский офицер Maurandi открыл ресторан, а через три года перепродал его Edmondo Morrigi.
Наибольший расцвет ресторан пережил в период 1930-1960. Говорят, что здесь бывал османский и турецкий поэт Ahmet Haşim, часто посещали политик, дипломат, писатель Yahya Kemal, политик, журналист-публицист, писатель Ercüment Ekrem Talu, поэт, драматург, писатель Faruk Nafiz Çamlıbel, журналист, писатель, юморист Tarık Buğra, спикер на радио и телевидении Eşref Şefik, турецкий писатель Sait Faik.
Архитектура строения, где находился ресторан, соответсвует в полной мере стилю пассажа. Традиция общепита в Турции расставлять столы на улице в летнее время получила своё распространение именно отсюда, с Пассажа Чичек (çiçek тур. -цветок). 10 мая 1970 года ресторан закрыли вместе с другими развлекательными заведениями. Причина упадка популярного многие годы места заключалась в переходе из рук в руки. Так никто из новых хозяев не смог возродить культуру топового места.
В восьмидесятых годах двадцатого столетия в Стамбуле, Измире, Анкаре функционировало много популярных баров и дискотек, которые социализировали людей, принадлежащих различным классовым прослойкам общества. В 80-90 годах XX века нормальным явлением было забежать в бар после работы, прежде чем отправиться домой. Там собирались либерально настроенные группы людей. Они приходили сюда, чтобы посмеяться, проявить креатив, показать перформанс. Даже названия баров были проявлением чудачества, вызывали улыбку: трава, разум, бык, красная кошка, кофе мечты, старьевщик, вёсельщик и др. Активисты выпускали сатирические журналы и газеты под идентичными названиями, читали и обсуждали книги, пили пиво, танцевали, устраивали концертные и театральные миниатюры. В настоящее время эти заведения хотя и сохраняют славу былых лет, но утратили дух классовой свободы и былого имиджа веселья, так как стали более чопорными, перестроились на концепт более дорогих линеек. Например, существующие в Анкаре, Измире, Стамбуле Ot, Öküz, Red Cat, Eskici и др.
PS.В этом году местные жители, завсегдатаи увеселительных заведений с горечью писали в твиттере, что в ночных клубах отсутствуют группы самостоятельных девушек. Без мужской компании в ночные заведения – рестораны, бары – лучше не ходить. Да и вообще сейчас туда лучше не ходить. Не осталось мест, так чтобы с уверенностью можно было посоветовать, где точно не нарвешься на “приключения” сомнительного свойства.
Это очень уныло, так как в клубах раньше было намного безопаснее и веселее. Забылись те времена, когда девчонки плясали на столах в самых известных барах страны. Я помню, что мы с подругами в 90-х ходили женскими компаниями в бары и на дискотеки. Было очень достойно и без происшествий. Сопровождающие и охрана нам не были нужны. Мы чувствовали себя вполне комфортно.
Дорогие, понимающие гости, любые попытки присвоить, сконвертировать контент в денежные единицы карается согласно закону об авторском праве. Запрещена перепечатка в любых СМИ, интернет-страницах, форумах, википеди и проч. Публикация возможна только с разрешения автора @taggta. Написать автору можно по электронной почте taggta@taggta.com