Художник из Анкары Анна Барлас

Всегда приятно побывать на вернисаже. Это как минимум повод, чтобы встретиться с подругами, к тому же возможность прикоснуться с прекрасному, завести новые приятные знакомства.

Вдвойне приятен тот факт, что хозяйки выставки картин русскоязычные девушки.

Ещё одна суперски приятная новость о наших, состоявшихся в Турции. Хочу познакомить вас с талантливыми художниками – это Анна Барлас (Anna Barlas) и Ольга Юнал (Olga Ünal).

Но в данном случае блог будет представлен немного в иной форме. В силу того, что хозяйки выставки были заняты, встречая прибывающих гостей, поговорить нам не удалось. Поэтому описание выставки и художественного стиля, всего того, чем занята Анна, её надежды и сожаления нашли свое отражение в форме эпистолярного жанра. Мои вопросы и ответы от Анны Барлас представлены ниже.

Таггта:

Всё что я о вас знаю, это то, что вы живете в Турции 12 лет, любите Анкару, с удовольствием занимаетесь латиноамериканскими танцами, преподаете русский язык как иностранный, у вас есть дочь студентка.

Хотелось бы узнать о том, как вы стали художником – это ваше хобби или профессиональная деятельность? Где вы учились этому? Ваш художественный стиль и техника письма? С кем вы себя сравниваете (или не сравниваете), на кого равняетесь? Что для вас творчество? Кто из художников (родных или событий) явился/является вашим вдохновителем? Вы продаете? Кто покупатели – наши, местные, иностранцы?

Что я могу сказать о выставке.

Мне очень понравилось. За это огромное спасибо. Но просто сказать «понравилось» – ничего не сказать.

От чего зависело решение провести выставку в помещении больницы?  Это, во-первых, очень неожидаемое – увидеть в больнице мини-галерею. Это стало причиной некоторого замешательства у многих посетителей, когда искали саму выставку. Во-вторых, даже интересно и заставляет взглянуть на больницу по-новому – ведь не всё ж болеть в ней! Совсем неплохой ход больничного руководства мотивировать больных и предоставить им возможность посещать галерею, отвлекаясь от палаты и от своих грустных мыслей. Кстати, о больных. К вам приходят люди из палат?

Можно опишу ваше творчество? Ну или вернее, как и что я увидела своим взглядом профана в изобразительном искусстве.

Мне показался интересным концепт подавления мегаполиса (зданий, сосредоточении неживых объектов), удаления их на второй план, а на первый план выдвижение человека с его личными переживаниями на фоне удаленных зданий. Я до сих пор не видела ранее такой подачи перспективы. Мне она показалась как бы извлеченной из шара и вывернутой наизнанку. Или, может быть, мы наблюдаем размещенные объекты через вогнутое стекло шара, где привычные вещи имеют другое измерение.

Когда мы говорим об объектах картин, где речь идет о городе и человеке в этом городе, то в привычном для нас понимании человек на фоне улиц, зданий города всегда выглядит фигуркой, находящейся в зависимости от этих объектов. Это дает нам ощущение того, что гигант мегаполис давит на человека своей мощью, пытаясь раздавить, и вполне вероятно просто проглотит фигурку, в которой напрочь будет утеряна индивидуальность. Индивидуум в городе как символ одиночества, а на улицах города он становится единицей толпы, в которой полностью исчезает самоидентификации личности.   У вас в картинах полностью ломается привычный, принятый шаблон нашего представления мира.

А еще мы с моей турецкой подругой, с которой мы часто пытаемся идентифицировать каждого конкретного художника по его манере и выделить какие-то интересные детали или технические способы наложения красок, обнаружили интересную деталь. Так вот, мы заметили у вас необычную технику подачи гипюра. Мне удалось совсем немного найти в интернете, пытаясь идентифицировать ваш необычный стиль.

Вот то что мне удалось увидеть в интернете.

Стекающие нити, похожие на орнамент гипюра как, к примеру, на картине “Колодец”(1988) Г.В.Павлова 

Или как в картинах, где невесты в гипюровых платьях

Но, думаю, у вас есть свой секрет о том, как вы могли выразить красное гипюровое платье, которое стало для нас ключевым объектом в изучении картины танцующей пары. Не поделитесь? Может и нет никакого секрета, а просто так получилось? Или, расскажите, в какой картине есть подобная передача объекта?

Что вы хотите рассказать почитателям о своем творчестве или о каких-то своих любимых произведениях.

Анна Барлас:

Дорогая Татьяна! Меня удивила и порадовала ваша внимательность и проницательность… Редко кто вглядывается в картины, пытаясь понять их смысл, а тем более технику… Секретов я раскрывать, если позволите, не буду, это долго и не интересно для публики. Интересно смотреть на результат.

Вот вы для меня теперь прояснили некоторые вопросы относительно города и людей в нем.  Точнее сформулировали то, что я хотела выразить. Это неправда, что человеческая индивидуальность растворяется в мегаполисе. Я думаю, что каждый из нас носитель божественной красоты и гармонии и, конечно, мы, люди, это главное, что есть в городе. Поэтому да, я вижу лицо или чувства, и они интересны, на фоне зданий.  Время, любовь, печаль, сомнение: все так текуче и непостоянно (вода – вот вам один из секретов техники) и, в то же время, вечно и неизменно для всех и во все времена. В картинах я стараюсь использовать архетипические символы, которые понятны всем, но допускают разные толкования. Дракон, улитка, птица, лики божества, луна…

Я не знаю, почему так поздно начала рисовать. Может быть, жизнь в России и на Украине не давала возможностей для таких увлечений. Все началось здесь, в Турции. И танго, и картины.

Отдельная благодарность мужу за толерантность и всяческую поддержку.  

Танго – это второе (или первое, как считать?)  мое увлечение. Регулярно хожу на танцевальные вечера и езжу на фестивали и марафоны. Кстати, друзья и партнеры тоже становятся моделями для картин.  Опять же, что может сравниться с человеческим лицом и эмоциями? Поэтому и хочется запечатлеть мгновения. Ведь танец — это всего 3 минуты.

Очень люблю картины Босха и Брейгеля. Они полны загадок и очень неоднозначны. Недавно открыла для себя Эль Греко. В темном 16 –ом веке, посмотрите, какая современная подача света, какие фигуры фантастические!  Густав Климт и его женщины (вот где гипюр J)!  Хотела бы я так!

Стараюсь учиться, слушать критику, но не стараюсь подражать. Моя учительница живописи Светлана Инач1. И друзья художники Хусейн Шахбудак, Актоган Топаджиоглу. Все живут в Анкаре. Рада и горжусь, что уже сделала шаг в славное братство художников.

Да, кстати, выставка проходила в больнице.  Это скорее офтальмологический центр, там занимаются только глазами. Может быть, поэтому они решили организовать выставочный зал там. Раскрывают людям глаза J) Все картины продаются.

В заключение стихотворение Татьяна Щепкина-Куперник к картине Анны

Эта ночь не похожа на ночь:
Это – день, утомлённый без сна.
В бледно-розовом небе встаёт
Только призрак луны – не луна.
И скользит мимо полной луны
Облаков голубая гряда…
Так скользят мимолётные сны,
Исчезая вдали без следа.

1Svetlana İnaç – Светлана Инач русский художник в Анкаре. Светлана на сегодня единственная из наших художников, которая состоит в Союзе художников Турции. (примечание автора)